+7 499 322-7-888


20 РЕГИОНОВ СТАНУТ НАСТАВНИКАМИ ПО ЗАПУСКУ СТАНДАРТА КАДРОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРОМЫШЛЕННОГО РОСТА ВО ВСЕЙ РОССИИ

Новости
20 РЕГИОНОВ СТАНУТ НАСТАВНИКАМИ ПО ЗАПУСКУ СТАНДАРТА КАДРОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРОМЫШЛЕННОГО РОСТА ВО ВСЕЙ РОССИИ Экспертный совет Агентства стратегических инициатив (АСИ) рекомендовал направлению «Молодые профессионалы» АСИ, отвечающему за реализацию инициативы «Кадровое обеспечение промышленного роста», заняться тиражированием успешных практик, выявленных в ходе пилотного внедрения кадрового стандарта в 20 субъектах РФ. Результаты реализации системного проекта «Региональный стандарт кадрового обеспечения промышленного роста» будут представлены на заседании наблюдательного совета АСИ, которое запланировано на первый квартал 2018 года.

О перспективах развития проекта в 2018 году, о его новой версии - «Кадровый стандарт 2.0» и о том, какие уникальные механизмы подготовки кадров удалось найти в пилотных регионах, рассказала директор департамента кадрового обеспечения промышленного роста направления «Молодые профессионалы» АСИ Юлия Ханьжина в интервью Евгению Колчеву.

Ранее генеральный директор АСИ Светлана Чупшева отмечала, что министр промышленности и торговли РФ Денис Мантуров подержал идею тиражирования кадрового стандарта во всех 85 регионах.

- Юлия Борисовна, есть ли сейчас запрос от регионов, которые не участвовали в пилотировании стандарта, на участие в проекте?

- Сейчас есть ряд регионов, которые не входили в пилотную реализацию проекта, но работали с нами в инициативном порядке, и выразили заинтересованность внедрять стандарт в 2018 году - это Башкортостан, Ямало-Ненецкий автономный округ, Сахалинская область, Амурская, Саратовская, Ростовская, Воронежская, Рязанская и Новгородская области. Мы планируем, что пилотные регионы – наша «первая 20-ка» станут наставниками по запуску проекта стандарта кадрового обеспечения промышленного роста для своих коллег из других субъектов России, передадут модели кадрового обеспечения промышленности и будут центрами компетенций в федеральных округах. Мы крайне заинтересованы в совместном обмене практиками в масштабах страны.

- А что касается самих предприятий - оценивается ли обратная связь от промышленников? Какие проблемные точки удалось выявить за время реализации проекта?

- В течение 2017 года АСИ совместно с Министерством промышленности и торговли провело анализ удовлетворенности работодателей региональной системой кадрового обеспечения. Опрос более 1300 предприятий-работодателей из 85 субъектов Российской Федерации выявил, что пилотные предприятия, участвующие в апробации стандарта, существенно превосходят прочих работодателей по параметрам практико-ориентированной подготовки, что ведет к их большей удовлетворенности качеством подготовки кадров. Мы видим качественный запрос на выстраивание региональной системы кадрового обеспечения. Как показало исследование, основной дефицит кадров для предприятий фиксируется по рабочим высокой квалификации (5-6 разряд) и инженерно-техническим работникам – по данным категориям работников дефицит зафиксировали более 50% респондентов. Почти половина работодателей, принявших участие в нашем опросе, отмечают необходимость дополнительного обучения и переобучения молодых специалистов. И однозначно фиксируется проактивная позиция промышленников в участии принятия ключевых решений в сфере подготовки кадров на территории субъекта, где располагаются их активы.

- Вы говорите про качественные изменения для регионов. Какие это качественные достижения, например?

- Качественные изменения в пилотных субъектах произошли по всем положениям стандарта. Перечислю ряд из них. 11 регионов создали новый координирующий орган принятия решений по кадровому обеспечению промышленности под руководством главы субъекта Российской Федерации или его заместителя. Больше половины регионов актуализировали программу проведения урока технологии в школах, ряд регионов спроектировали модель прогнозирования новых компетенций в горизонте 7 лет.

Крайне важно, что изменения есть и в нормотворчестве – в регионах разработаны или актуализированы более 70 нормативно-правовых актов, способствующих внедрению дуального образования. Во всех пилотных регионах появился координатор внедрения стандарта - по сути, «единое окно» для работодателей и инвесторов по всем кадровым вопросам. Всеми регионами проведен аудит материально-технической базы, того оборудования, на котором предстоит учиться и работать новым кадрам, спрогнозированы запросы по компетенциям каждого региона с учетом цифровизации отраслей промышленности.

С точки зрения системных результатов, введена новая сущность в формальную систему управления регионом - «процесс кадрового обеспечения». Это сквозной процесс, требующий межведомственного взаимодействия нескольких региональных органов власти. Процесс очень емкий – от формирования требований к кадрам, необходимых для действующих и перспективных производств до переподготовки персонала, координации между уровнями управления образования и труда. Данный подход позволил в отдельных регионах запустить сложные коммуникации между представителями власти и работодателями.

- На какие результаты опирались члены экспертного совета АСИ при принятии решения о дальнейшей поддержке проекта?

- По итогам апробации мы получили положительную экспертизу от Министерства промышленности и торговли, Министерства образования и науки, Министерства труда и социальной защиты, Федерального агентства по труду и занятости, Министерства экономического развития, а также ряда промышленных компаний – ОАК, Сибур, Россети, Росатом, ЧТПЗ, Ростех, Роскосмос, КЛААС. При этом, ряд этих компаний являются постоянными участниками промышленной ветки чемпионатов WorldSkills Hi-Tech, который также является одним из инструментов, позволяющим оценивать кадровый потенциал в реальном секторе экономики. Росатом, например, зарекомендовал себя как постоянного лидера этого первенства. Главное, что тут нужно отметить, что благодаря апробации нам удалось развить практику дуального обучения в регионах, повысить качество подготовленных кадров по требованиям международных стандартов WorldSkills, а также сформировать практику прохождения учеником колледжа демонстрационного экзамена. Это оценка знаний и умений выпускника по мировому бенчмарку по стандартам WorldSkills. На настоящий момент, 26 регионов включились в эту практику.

- Как вы собирали итоги и как достигнутый эффект будет транслироваться новым участникам этого проекта?

- Результаты почти двухлетней работы по внедрению стандарта аккумулированы на информационной площадке wikiregstandard.ru в разделе «Кейсы». Это наиболее успешные практики конкретного региона по реализации отдельных положений стандарта. Проекты по кадровому обеспечению муниципальных образований, сопровождения талантливой молодежи, модернизации служб занятости, прогнозированию потребности в кадрах – это то, чем мы уже готовы поделиться с регионами, заинтересованными в его реализации. Всего на данный момент собрано 155 практик в сфере управления кадровым обеспечением региона, взаимодействия с инвесторами, навигации по востребованным и перспективным профессиям, дуальному образованию. Я уже отмечала, что база обновляется в режиме реального времени и находится в открытом доступе. Библиотека эффективных практик кадрового стандарта содержит описание процесса внедрения проекта в конкретном регионе в соответствии с положениями стандарта и достигнутых результатах. Помимо участников проекта апробации из пилотной 20-ки в итоговой сборке представлены кейсы Воронежской, Ленинградской, Московской и Томской областей. Создана наша коммуникационная площадка для работы экспертного сообщества и лидеров изменений на региональном и федеральном уровне по вопросам кадрового обеспечения экономики регионов и реализации стандарта www.кадровыйстандарт.рф. Мы приглашаем всех принять участие в ее работе и присоединится к нашей экспертной сети.

- На заседании рабочей группы, которая систематизировала результаты апробации кадрового стандарта обсуждались проблемные точки и то, как должен будет доработан стандарт. Этот проект между собой участники заседания называли «Кадровым стандартом 2.0». Какие изменения претерпит проект и почему именно 2.0?

- Мы собрали обратную связь со всех пилотных регионов, экспертов, обработали и систематизировали те вопросы, с которыми команды регионов встречались на этапе внедрения кадрового стандарта. Есть задача более глубокой проработки региональной модели рынка труда: это и организации мероприятий по повышению производительности труда, и уточнение требований к стратегиям кадрового обеспечения и механизмам опережающей подготовки. Отдельным блоком вынесен вопрос по точечной подготовке кадров под требования инвесторов и высокотехнологичных МСП, для новых рынков и технологий. Здесь мы перекликаемся с запросом компаний-участников рынков Национальной технологической инициативы, блоком перспективных профессий будущего FutureSkills, а также программы требованиями программы «Цифровая экономика». В этом смысле «Стандарт 2.0» –модель уже с учетом всех «новых ставок» экономики региона.

- При трансляции единой модели часто можно столкнуться с местными особенностями, которые могли быть не учтены на этапе проектирования. Предусмотрен ли какой-то механизм «местной настройки» стандарта? И как это возможно в условиях построения унифицированной модели?

- Каждый регион имеет свою специфику, поэтому формирование единых жестких требований к способам выстраивания систем кадрового обеспечения нецелесообразно. Более рационально фиксировать набор базовых принципов, заложенных в стандарте и проектировать наполнение с учетом приоритетов развития региона. Каждый регион будет учитывать свои особенности: географическое положение субъекта, специфику рынка труда, объем финансовых ресурсов на подготовку кадров, механизм взаимодействия участников межведомственного управления при разработке нормативно-правовой базы и материально-технического обеспечения. В различных регионах есть устоявшиеся традиции, культурный код на рынке профессионального труда. Построить рабочую модель без учета таких факторов просто невозможно. Наличие системы практико-ориентированного обучения, уровень развития движения WorldSkills, итоги демонстрационного экзамена по стандартам WorldSkills, будут в таком случае стержнем модели.

- Какие перспективы у проекта в будущем?

- Самый главный результат проекта уже достигнут, мы создали сеть лидеров изменений в субъектах, которые пересмотрели устоявшуюся систему принятия решения относительно кадрового обеспечения и готовы «инвестировать» время, ресурсы, интеллектуальный капитал в ее развитие. За два года мы увидели, как управленческие команды, отвечающие за развитие экономики, инвестиционного климата и промышленности перестали воспринимать подготовку кадров, как зону ответственности только лишь системы образования, и понимают, что гигантским ограничением развития экономики региона, макрорегиона является отсутствие качественного человеческого капитала.

В ближайшей перспективе мы будем заняты проектированием большой федеральной карты кадрового обеспечения российской промышленности. В ней будут учтены все центры компетенций по подготовке кадров, точки фокусировки лучших практик в стране, лучшие управленческие команды, сеть движения WorldSkills. Запуск стандарта на 85 субъектов позволит сложить системно эту карту и приведет к единому смысловому полю в системе подготовки кадров.

В преддверии Нового 2018 года хотелось бы выразить огромную благодарность всей нашей команде партнеров из регионов, компаний, федеральных структур за тот шаг, что мы сделали вместе и пожелать продолжать ставить амбициозные задачи!

СПРАВКА

Цель проекта «Региональный стандарт кадрового обеспечения промышленного роста» - создать управленческие практики, встроенные в систему управления регионом и направленные на обеспечение промышленности и экономики региона требуемыми высококвалифицированными кадрами.

20 пилотных регионов внедрения кадрового стандарта: Белгородская область, Владимирская область, Краснодарский край, Красноярский край, Липецкая область, Мурманская область, Новосибирская область, Пермский край, Республика Саха (Якутия), Республика Татарстан, Республика Чувашия, Самарская область, Свердловская область, Тамбовская область, Тульская область, Тюменская область, Ульяновская область, Хабаровский край, Челябинская область, Ярославская область.
Вернуться в список
+7 (499) 322-7-888